Что такое договор эквайринга и каков порядок его заключения на примере Сбербанка
Здравствуйте. Сегодня мы расскажем вам про договор эквайринга и что это такое. Из статьи вы узнаете про особенности его заключения и прочие тонкости данного документа.
Заключение договора на эквайринг
Оплата товара банковскими картами делает нашу жизнь удобнее. Покупателю не нужно тратить время на обналичивание средств, а у вас, как предпринимателя, отсутствует риск получения фальшивых купюр.
Для оказания услуги эквайринга на торговой точке вам необходимо заключить договор с банком на обслуживание. Какой банк выбрать?
При изучении договора уделите внимание следующим моментам:
- стоимости предоставляемого оборудования и программного обеспечения;
- виду связи терминала с банком;
- платежным системам, используемым банком;
- уровню сервиса;
- финансовым условиям и тарифам.
Ниже приведена тройка самых популярных банков, предоставляемых услугу эквайринга:
- Альфа-Банк;
- Сбербанк России;
- ВТБ 24.
Процентная ставка различна у всех банков-эквайеров, но в среднем — 1,9% от выручки, прошедшей через терминал. Ставка зависит от количества ваших магазинов и торгового оборота в них (чем большая сумма проходит через терминалы, тем меньший процент за свои услуги с вас возьмёт банк).
Договор эквайринга со Сбербанком
На официальном сайте Сбербанка можно ознакомиться с образцом заявления и договором-офертой на услуги эквайринга. Детали договора можно изучить заранее, чтобы подготовиться к началу сотрудничества с банком.
Если банк вносит нововведения в договор-оферту, вам не придется подписывать его заново. Это дает возможность без «лишних бумаг» и задержек пользоваться обновленной формой финансового обслуживания.
Таким образом, вы заполняете заявку на обслуживание банковских карт и подписываете договор эквайринга. В свою очередь, Сбербанк устанавливает оборудование для приема карт и обучает ваш персонал приему банковских карт через терминал. Все нюансы сотрудничества прописаны в документе.
Давайте рассмотрим пункты договора более детально:
- Вначале находятся термины, применяемые при работе с банковскими картами (эквайрингом).
- Общие положения.
- Предмет договора.
- Права и обязанности банка.
В разделах также перечислены обязательства банка перед вами, как клиентом:
- установка оборудования;
- первичное обучение персонала;
- повторное обучение при наборе нового персонала или при внесении серьёзных обновлений в процесс эквайринга;
- обеспечение круглосуточной работы терминалов и перечисление средств на ваш расчетный счет в течение двух суток с момента оплаты покупателем.
Из договора можно узнать и права банка в процессе сотрудничества:
- удерживать из перечисленных сумм тариф за обслуживание;
- корректировать перечисленные ошибочные платежи;
- вносить изменения в условия (с публикацией на официальном сайте банка);
- изменять тариф за обслуживание (например, при изменении товарооборота вашего предприятия);
- расторгнуть договор, если объём платежей по банковским картам упадёт ниже пятидесяти тысяч рублей в месяц.
Теперь ознакомимся с разделом «Права и обязанности предприятия», согласно которому вы должны:
- оплачивать услуги банка по установленным тарифам;
- использовать в работе только оборудование и программное обеспечение, предоставленные банком;
- принимать оплату за товары или услуги банковскими картами;
- соблюдать все условия заключенного договора (во избежание возможности его расторжения);
Вы вправе:
- обслуживать терминалы со дня подписания договора;
- а также рекламировать возможность применения эквайринга при расчете за ваш товар.
Далее следуют условия оплаты услуг банка и общепринятые разделы: форс-мажор, ответственность сторон, срок действия и прочие условия.
Самым важным, с практической точки зрения, являются приложения. Здесь дается исчерпывающая инструкция по применению терминалов, перечислены виды обслуживаемых платежных систем, телефоны горячей линии, службы поддержки и вашего подразделения банка. Из приложения можно узнать об условиях использования карт, алгоритме самой операции оплаты и возможных ошибках, а также о закрытии смены и правилах хранения чеков.
Договор эквайринга и 223-ФЗ
При заключении договора эквайринга с банком вы осуществляете закупку и выступаете в роли заказчика. На территории нашей страны закупочная деятельность регулируется в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Попробуем разобраться в основных моментах (на кого распространяется действие законов и какие виды закупок возможно использовать для заключения договора):
По закону 44-ФЗ | По закону 223-ФЗ | |
Кто является заказчиком |
|
|
Вид закупок |
|
|
Однако, если организация создана за рубежом (даже если это филиал российского предприятия), то нормы 223-ФЗ на неё не распространяются. Ведь это будет заключение договора с иностранной организацией, а она, по сути, заказчиком не является.
Схема расчетов по договору эквайринга
Разберём, как грамотно оформить операции оплаты пластиковой картой с помощью торгового эквайринга. Последовательность действий будет следующей:
- Покупатель предъявил товар на кассе.
- Продавец-кассир провел через терминал карту покупателя.
- Покупатель подтвердил операцию вводом ПИН-кода;
- Далее, распечатываются два экземпляра слипа (чек, подтверждающий проведение операции по банковской карте);
- Кассир пробивает покупателю кассовый чек ККТ;
- После проведения операции покупателю вернули банковскую карту, чек и один экземпляр слипа;
- По итогам дня при закрытии смены продавец (или завмаг) сформировал Z-отчет по кассе, в котором выручка расписана отдельными строками по наличным деньгам и перечислению на расчетный счет по банковским картам.
- В течение двух дней банк списывает комиссию за услуги эквайринга и зачисляет на расчётный счет предприятия выручку, оплаченную картами (за минусом комиссии).
Рассмотрим процесс с точки зрения бухгалтерии предприятия, пользующегося эквайрингом:
Дебет | Кредит | Операция |
57 | 90 | Получена выручка от реализации с оплатой по картам |
90 | 41 | Списание себестоимости проданных товаров |
91 | 57 | Комиссия удержана банком согласно тарифу |
51 | 57 | Зачислена сумма выручки на банковский счет предприятия |
Если учёт ведётся в разрезе отдельных покупателей (для розницы это неактуально), то проводки выглядят иначе:
Дебет | Кредит | Операция |
62 | 90 | Получена выручка от реализации с оплатой по картам |
57 | 62 | Оплата от покупателя |
Однако, происходят не только покупки, но и возврат товара. В этом случае, на основании чека, банковской карты и паспорта покупателя ваш продавец обязан сделать возврат (при соблюдении прочих условий возврата). И оформить эту операцию актом КМ-3. На практике, чтобы не потерять клиентов и не уронить имидж своего предприятия, магазин (с разрешения руководителя) возвращает сумму покупателю наличными.
При этом всегда нужно понимать, что ваша выручка за день никогда не будет равна сумме 50-го и 51-го счетов.
- Во-первых, вы уплачиваете комиссию банку за услуги эквайринга.
- Во-вторых, деньги, снятые с карты покупателя, будут зачислены вам на банковский счет на второй день, а в праздники и выходные — только на следующий рабочий день.
Поэтому на любую отчетную дату у вас будет сальдо (остаток) на счёте 57 «деньги в пути».
Претензия по договору эквайринга
В процессе работы у одной из сторон могут возникать претензии. Методы их разрешения всегда прописываются в договоре эквайринга. По правилам Сбербанка претензии рассматриваются в течение десяти дней.
Банк в обязательном порядке должен дать вам письменный ответ. В том случае, если стороны не нашли общего решения, споры рассматриваются уже в арбитражном суде. Если у одной из сторон возникло решение просто расторгнуть договор, это возможно сделать, уведомив письменно другую за 30 дней до срока расторжения.
Советуем прочитать: