Главная > Статьи > Что такое договор эквайринга и каков порядок его заключения на примере Сбербанка

Что такое договор эквайринга и каков порядок его заключения на примере Сбербанка

Договор эквайринга

Здравствуйте. Сегодня мы расскажем вам про договор эквайринга и что это такое. Из статьи вы узнаете про особенности его заключения и прочие тонкости данного документа.

Заключение договора на эквайринг

Оплата товара банковскими картами делает нашу жизнь удобнее. Покупателю не нужно тратить время на обналичивание средств, а у вас, как предпринимателя, отсутствует риск получения фальшивых купюр.

Для оказания услуги эквайринга на торговой точке вам необходимо заключить договор с банком на обслуживание. Какой банк выбрать?

При изучении договора уделите внимание следующим моментам:

  • стоимости предоставляемого оборудования и программного обеспечения;
  • виду связи терминала с банком;
  • платежным системам, используемым банком;
  • уровню сервиса;
  • финансовым условиям и тарифам.

Ниже приведена тройка самых популярных банков, предоставляемых услугу эквайринга:

Процентная ставка различна у всех банков-эквайеров, но в среднем — 1,9% от выручки, прошедшей через терминал. Ставка зависит от количества ваших магазинов и торгового оборота в них (чем большая сумма проходит через терминалы, тем меньший процент за свои услуги с вас возьмёт банк).

Договор эквайринга со Сбербанком

На официальном сайте Сбербанка можно ознакомиться с образцом заявления и договором-офертой на услуги эквайринга. Детали договора можно изучить заранее, чтобы подготовиться к началу сотрудничества с банком.

Если банк вносит нововведения в договор-оферту, вам не придется подписывать его заново. Это дает возможность без «лишних бумаг» и задержек пользоваться обновленной формой финансового обслуживания.

Таким образом, вы заполняете заявку на обслуживание банковских карт и подписываете договор эквайринга. В свою очередь, Сбербанк устанавливает оборудование для приема карт и обучает ваш персонал приему банковских карт через терминал. Все нюансы сотрудничества прописаны в документе.

Давайте рассмотрим пункты договора более детально:

  1. Вначале находятся термины, применяемые при работе с банковскими картами (эквайрингом).
  2. Общие положения.
  3. Предмет договора.
  4. Права и обязанности банка.

В разделах также перечислены обязательства банка перед вами, как клиентом:

  • установка оборудования;
  • первичное обучение персонала;
  • повторное обучение при наборе нового персонала или при внесении серьёзных обновлений в процесс эквайринга;
  • обеспечение круглосуточной работы терминалов и перечисление средств на ваш расчетный счет в течение двух суток с момента оплаты покупателем.

Из договора можно узнать и права банка в процессе сотрудничества:

  • удерживать из перечисленных сумм тариф за обслуживание;
  • корректировать перечисленные ошибочные платежи;
  • вносить изменения в условия (с публикацией на официальном сайте банка);
  • изменять тариф за обслуживание (например, при изменении товарооборота вашего предприятия);
  • расторгнуть договор, если объём платежей по банковским картам упадёт ниже пятидесяти тысяч рублей в месяц.

Теперь ознакомимся с разделом «Права и обязанности предприятия», согласно которому вы должны:

  • оплачивать услуги банка по установленным тарифам;
  • использовать в работе только оборудование и программное обеспечение, предоставленные банком;
  • принимать оплату за товары или услуги банковскими картами;
  • соблюдать все условия заключенного договора (во избежание возможности его расторжения);

Вы вправе:

  • обслуживать терминалы со дня подписания договора;
  • а также рекламировать возможность применения эквайринга при расчете за ваш товар.

Далее следуют условия оплаты услуг банка и общепринятые разделы: форс-мажор, ответственность сторон, срок действия и прочие условия.

Самым важным, с практической точки зрения, являются приложения. Здесь дается исчерпывающая инструкция по применению терминалов, перечислены виды обслуживаемых платежных систем, телефоны горячей линии, службы поддержки и вашего подразделения банка. Из приложения можно узнать об условиях использования карт, алгоритме самой операции оплаты и возможных ошибках, а также о закрытии смены и правилах хранения чеков.

Договор эквайринга и 223-ФЗ

При заключении договора эквайринга с банком вы осуществляете закупку и выступаете в роли заказчика. На территории нашей страны закупочная деятельность регулируется в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Попробуем разобраться в основных моментах (на кого распространяется действие законов и какие виды закупок возможно использовать для заключения договора):

По закону 44-ФЗ По закону 223-ФЗ
Кто является заказчиком
  • государственные, муниципальные бюджетные учреждения;
  • унитарные предприятия.
  • предприятия, имеющие в уставном капитале долю государственных вложений более 50%;
  • дочерние предприятия с государственным участием в уставном капитале выше 50%;
  • монополии (напр.:РЖД);
  • унитарные предприятия.
Вид закупок
  • конкурсы;
  • электронный аукцион;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок;
  • закупка у единственного поставщика;
  • проведение закрытых закупок.
  • конкурсы;
  • электронный аукцион.

Однако, если организация создана за рубежом (даже если это филиал российского предприятия), то нормы 223-ФЗ на неё не распространяются. Ведь это будет заключение договора с иностранной организацией, а она, по сути, заказчиком не является.

Схема расчетов по договору эквайринга

Разберём, как грамотно оформить операции оплаты пластиковой картой с помощью торгового эквайринга. Последовательность действий будет следующей:

  • Покупатель предъявил товар на кассе.
  • Продавец-кассир провел через терминал карту покупателя.
  • Покупатель подтвердил операцию вводом ПИН-кода;
  • Далее, распечатываются два экземпляра слипа (чек, подтверждающий проведение операции по банковской карте);
  • Кассир пробивает покупателю кассовый чек ККТ;
  • После проведения операции покупателю вернули банковскую карту, чек и один экземпляр слипа;
  • По итогам дня при закрытии смены продавец (или завмаг) сформировал Z-отчет по кассе, в котором выручка расписана отдельными строками по наличным деньгам и перечислению на расчетный счет по банковским картам.
  • В течение двух дней банк списывает комиссию за услуги эквайринга и зачисляет на расчётный счет предприятия выручку, оплаченную картами (за минусом комиссии).

Рассмотрим процесс с точки зрения бухгалтерии предприятия, пользующегося эквайрингом:

Дебет Кредит Операция
57 90 Получена выручка от реализации с оплатой по картам
90 41 Списание себестоимости проданных товаров
91 57 Комиссия удержана банком согласно тарифу
51 57 Зачислена сумма выручки на банковский счет предприятия

Если учёт ведётся в разрезе отдельных покупателей (для розницы это неактуально), то проводки выглядят иначе:

Дебет Кредит Операция
62 90 Получена выручка от реализации с оплатой по картам
57 62 Оплата от покупателя

Однако, происходят не только покупки, но и возврат товара. В этом случае, на основании чека, банковской карты и паспорта покупателя ваш продавец обязан сделать возврат (при соблюдении прочих условий возврата). И оформить эту операцию актом КМ-3. На практике, чтобы не потерять клиентов и не уронить имидж своего предприятия, магазин (с разрешения руководителя) возвращает сумму покупателю наличными.

При этом всегда нужно понимать, что ваша выручка за день никогда не будет равна сумме 50-го и 51-го счетов.

  • Во-первых, вы уплачиваете комиссию банку за услуги эквайринга.
  • Во-вторых, деньги, снятые с карты покупателя, будут зачислены вам на банковский счет на второй день, а в праздники и выходные — только на следующий рабочий день.

Поэтому на любую отчетную дату у вас будет сальдо (остаток) на счёте 57 «деньги в пути».

Претензия по договору эквайринга

В процессе работы у одной из сторон могут возникать претензии. Методы их разрешения всегда прописываются в договоре эквайринга. По правилам Сбербанка претензии рассматриваются в течение десяти дней.

Банк в обязательном порядке должен дать вам письменный ответ. В том случае, если стороны не нашли общего решения, споры рассматриваются уже в арбитражном суде. Если у одной из сторон возникло решение просто расторгнуть договор, это возможно сделать, уведомив письменно другую за 30 дней до срока расторжения.

Советуем прочитать:



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.